СГЯ
Стихия ДВ
ЕСИМО | Стихия ДВ | Охотское море | СГЯ






 В етровой режим.

  С ноября по февраль наиболее часты ветры ско­ростью от 5 до 10 м/с (37—46%), вторые по повто­ряемости — ветры скоростью до 5 м/с, третьи — от 10 до 15 м/с (рис. 2.5). В марте увеличивается число случаев с маловетреной погодой, в апреле и октябре ветры скоростью от 0 до 5 и от 5 до 10 м/с равнове­роятны. Повторяемость в эти месяцы ветров скорос­тью от 10 до 15 м/с превышает 10%.
  С мая по сентябрь преобладают ветры скоростью до 5 м/с, причем в мае и сентябре на них приходит­ся 55—49% случаев, а в июне - августе - 73 - 76%.
  Повторяемость сильных ветров (15 м/с и более) над Охотским морем составляет в среднем за год около 10%, зимой до 20% (декабрь) и летом до 0,4% (июнь). Ветров скоростью более 20 м/с в лет­ние месяцы практически не бывает. Годовой ход имеет вторичный максимум в апреле. Увеличение штормовых ветров (20 м/с и более) в сентябре связа­но с выходом глубоких тропических циклонов (тай­фунов), возникновение которых определяется положением тропического фронта. С октября по январь тропический фронт приближается к экватору, с февраля по апрель практически отсутствует, в мае возникает вновь и наконец с июня по сентябрь зани­мает наиболее северное положение. Поэтому с ок­тября по апрель тайфуны весьма редки. Волновые возмущения на тропическом фронте достигают раз­вития вихря тем сильнее, чем дальше к северу лежит тропический фронт. Этим и объясняется увеличение числа тайфунов в летний период с макси­мумом в августе и сентябре.
  Скорости ветра 50%-ной обеспеченности (медианные значения) наиболее значительны в холодный период (рис. 2.6 январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) с максимумом в декабре и феврале (9—11 м/с). Для апреля и октября практически для всей акватории Охотского моря они составляют 7— 9 м/с, с мая по сентябрь — 4—6 м/с с минимумом в июле (4—5 м/с).
  Наибольшие скорости ветра относятся к Ку­рильским островам, южной оконечности п-ова Кам­чатка, северо-восточной части Охотского моря. Здесь, по вероятностным расчетам, 1 раз в 5 лет возможны скорости в порывах 35—39 м/с, 1 раз в 20 лет —45—50 м/с, а в некоторых пунктах (Мыс Васильева, Симушир, Пестрая Дресва и др.) — до 55—66 м/с.
  Изрезанность береговой линии и сложный ре­льеф побережья Охотского моря являются причи­ной местных особенностей ветрового режима. Следует особо отметить бору в зал. Пестрая Дре­сва (северо-восточная часть моря) — стремительное опускание выхоложенного над континентом возду­ха со склонов сопок, окаймляющих залив с севера и запада. Скорость ветра нередко превышает 40 м/с. Бора возникает, когда над бассейном Колымы рас­полагается гребень или ядро высокого давления, а над зал. Шелихова — барическая ложбина. В сред­нем за год бывает около 90 сут с борой.
  Наблюдается усиление ветра в узких местах, на­пример при восточных и западных потоках в прол. Лаперуза. В прол. Невельского, наряду с усилени­ем, ветры меняют направление: северо-восточные, северо-западные и западные ветры принимают се­верное направление, а юго-восточные и восточ­ные — южное. У м. Лопатка сильные северо-запад­ные и восточные ветры на 2—4 балла превышают ветры открытого моря.
  Северо-восточная часть моря отличается наименьшей повторяемостью сильных ветров (12—14%) (рис. 2.7 а), западная и южная — наибольшей (18— 22%.). В восточной части моря их повторяемость не более 16% , но здесь нередки ветры 20 м/с и более (5%), тогда как для других районов около 4%.
  Максимальные скорости ветра в северо-восточ­ной и западной частях моря составляют 25—30 м/с, в центральной и восточной частях — 30—35 м/с, на юге Охотского моря — 35—40 м/с и более. Самыми ветреными в холодный период являются декабрь и февраль со средними месячными скоростями соот­ветственно 9,4 и 10,7 м/с. В направлении от северных районов к южным средние скорости ветра увеличиваются, причем в северной половине моря они увеличиваются с востока на запад, в южной — с запада на восток.
  Весной число сильных ветров по-прежнему ве­лико, особенно в юго-восточной части моря, где по­вторяемость ветров скоростью > 15 м/с составляет 16—20% (рис. 2.7 б). Ее годовой ход имеет вторич­ный максимум в апреле, который для ветров ско­ростью 15—19 м/с превышает зимний. В мае веро­ятность сильных ветров резко снижается, а ветры скоростью 20 м/с и более чрезвычайно редки. Число штилей и слабых ветров увеличивается до 55%.
  Повторяемость сильных ветров в летние месяцы (рис. 2.7 в) составляет около 2%, а их скорости в большинстве случаев не превышают 20 м/с при максимуме 20—25 м/с. Усиливаются, как пра­вило, ветры южных направлений. В 95—96% слу­чаев скорости не превышают 10 м/с; 75—76% слу­чаев приходится на маловетреную погоду.
  В конце сентября — октябре повторяемость сильных ветров возрастает до 10—12% для цент­ральной и южной акваторий моря (рис. 2.7 г). По сравнению с весенним периодом юго-восточная часть моря имеет значительно меньшую повторяе­мость. Наиболее штормовые районы осенью — южная и центральная части моря с повторяемостью сильных ветров 12% (весной — 8—10%).
  Распределение ветров по направлениям показы­вает их связь с атмосферными процессами и, в част­ности, со сменой знака преобладающих барических систем над сушей и морем от зимы к лету и от лета к зиме. Зимой над Охотским морем господствует муссонный поток, обусловленный взаимодействием азиатского антициклона с алеутской депрессией. Летом муссонные потоки возникают вследствие вза­имодействия летней азиатской депрессии и охот­ского антициклона, который наиболее обширен и устойчив в первую половину лета. Преобла­дающий над Охотским морем муссонный характер ветров весьма существенно нарушается выходом сюда континентальных и морских циклонов. Пер­вые более характерны для теплого полугодия, вто­рые — для холодного.
  Зимой наиболее часты над морем (рис. 2.8а.) ветры северной четверти (более 60%). В его северовосточной части преобладает северо-восточное на­правление (около 40%), в восточной — северо-за­падное и северо-восточное (28 и 24% соответст­венно).
  Для отдельных районов моря характерны севе­ро-западные ветры. Повторяемость ветров других направлений значительно меньше, например юго-восточных и южных зимой — не более 10%.
  Наиболее сильные ветры обычно имеют преобла­дающее направление: в северной части — это ветры северной четверти, а на юге — западной. Реже дру­гих усиливаются южные ветры, приносящие зимой потепления и осадки.
  Весной Азиатский материк постепенно прогре­вается, но замедленность процесса, особенно в се­верных районах, способствует более длительному сохранению здесь антициклонического режима циркуляции. Арктические вторжения также задер­живают перестройку на летний режим.
  Направления ветра, особенно в северной полови­не моря, вплоть до мая сохраняют черты зимнего ветрового режима. В южной части моря ат­мосферная циркуляция уже в апреле приобретает летний муссонный характер: южные ветры появля­ются сначала в юго-западной части моря, а к июню (рис. 2.8б.) становятся преобладающими над всей его акваторией. Летний муссон с морским умерен­ным воздухом приносит на Охотское море погоду с осадками, увеличенной облачностью, густыми ту­манами. Преобладание ветров южных румбов на­блюдается главным образом в июне—июле, а в ав­густе их количество начинает сокращаться. В ию­не—июле повторяемость ветров северных румбов составляет около 10% , с ними на Охотское море по­ступает сравнительно сухой и теплый воздух с кон­тинента.
  Осенью в силу небольшого теплозапаса материка его выхолаживание происходит быстро. Вторжения арктического холодного воздуха способствуют раз­витию антициклонических форм циркуляции над континентальными районами, что вызывает бы­стрый переход к зимнему ветровому режиму. Уже в сентябре северная часть моря испытывает воздейст­вие материка в виде воздушных потоков северо-вос­точного (северо-восточная часть моря) и северного направления (северо-западная часть моря). В юж­ных районах моря еще сохраняется летний ветро­вой режим с преобладанием ветров с южной состав­ляющей. С октября над всей его акваторией практи­чески устанавливается зимний ветровой режим с переносом воздушных масс с континента на море. Наиболее штормовые в течение всего года — южные и центральные районы Охотского моря.
  Сильные ветры над Охотским морем в зимний период и связанные с ними неблагоприятные явле­ния погоды (штормовое волнение, обледенение) за­трудняют работу промыслового флота и заставляют прекращать лов рыбы и добычу морепродуктов, а в ряде случаев создают серьезную угрозу мореплава­нию и могут приводить к авариям и гибели судов. При каждом типе ветровых полей имеются свои особенности в развитии волнения. Наибольшее раз­витие волны получают при прохождении глубоких циклонов через Охотское море, при устойчивых се­веро-восточных и северо-западных ветрах (1-й и 5-й типы), а также при положении области низкого дав­ления к востоку (6-й тип).
  Над морем, где подстилающая поверхность однородна, основной вклад в формирование режима скоростей ветра принадлежит циркуляции атмо­сферы. Здесь наиболее четко выполняется связь между горизонтальным распределением атмосфер­ного давления и ветром, согласно которой с доста­точной точностью поле ветра может быть рассчита­но по полю давления через горизонтальный бари­ческий градиент.
  Штормовые ветры скоростью 20 м/с и более над Охотским морем следует ожидать при барических градиентах более 3,0 гПа/100 км. Скоростям от 15 до 20 м/с чаще соответствуют барические градиен­ты 2,1—3,0 гПа/100 км, от 5 до 15 м/с — градиенты 1,1—2,0 гПа/100 км. Ветры скоростью до 5 м/с на­блюдаются при барических градиентах 1,1 — 2,0 гПа/100км.
  В южной части Охотского моря сильные ветры (15 м/с и более) наблюдаются при несколько мень­ших значениях барического градиента, чем в север­ной. Средние скорости ветра (м/с) при барическом градиенте 2 гПа/100 км и более могут быть прибли­женно оценены по барическому полю по формулам для северной части моря
  V = 3,4др/дп + 6;
  для южной части моря V = 4,4др/дп + 4;
  либо с помощью переходных коэффициентов, когда фактическая скорость рассчитывается умножением коэффициента на барический градиент (гПа/100 км).
  Если синоптическая ситуация относится к штормо­вой, то для уточнения скорости рекомендуется ис­пользовать формулу
  V= 10,6 + Здр/дп,
  которая позволяет рассчитывать максимальные скорости со средней погрешностью около ±3 м/с. Кроме данных способов расчета скорости ветра над Охотским морем, разработаны более совершен­ные, основанные на использовании параметричес­ких методов дискриминантного и регрессионного анализов, требующих определения характеристик атмосферы, наиболее благоприятствующих возник­новению сильных ветров (градиента приземного давления и геопотенциала АТ500, лапласиана от приземного давления и геопотенциала АТ500, ско­рости ветра на АТ850 и др.)

 С корость ветра.

  У поверхности моря и на высотах (табл. 2.14) со-отношение между выборочными средними, медиан-ными и модальными оценками распределения ско-рости ветра зимой в большинстве случаев выража-ется неравенствами х < Me < Mo (уровень моря) и х > Me > Mo (изобарическая поверхность), послед-нее из которых характерно также для летнего рас-пределения скорости (табл. 2.14, 2.15).

  На высотах отмечается некоторое уменьшение сред-них значений на АТ85о по сравнению с уровнем моря и последующее увеличение с высотой до 18-22 м/с для средних значений скорости ветра на АТ5оо и Д° 45- 55 м/с для максимальных значений на этом уровне.
  При аппроксимации распределения скорости ветра известными законами возникают определен-ные трудности, связанные как с ограниченностью распределения слева, так и с резкими спадами от преобладающих значений в сторону больших и меньших. Гистограммы распределения имеют длинные правые ветви, а с их левой стороны наблю-дается резкий скачок к малым значениям, повторя-емость которых весьма незначительна. На высотах более равномерен переход от модальных значений ко всем другим рис. 2.18. На высотах более равномерен переход от модальных значений ко всем другим рис. 2.19.

  О специфических особенностях циркуляции ат-мосферы в исследуемом районе свидетельствует также анализ статистических свойств зональной и меридиональной составляющих скорости ветра над морем.
  Средние меридиональные составляющие до по-верхности 700 гПа отрицательны и их значения уменьшаются с высотой, между 3-м и 5-м километ-ром проходит смена знака, и на АТ5оо меридиональ-ная составляющая уже положительна. По абсолют-ному значению меридиональные составляющие скорости ветра превышают зональные у поверхнос-ти моря, с высотой, наоборот, увеличивается зо-нальная составляющая, которая в области положи-тельных значений уже на высоте 3 км (АТ700) может достигать 50-55 м/с, в области отрицатель-ных - более -30 м/с.
  Зимой экстремальные значения составляющих могут намного превышать соответствующие значе-ния летом.
  Доверительные интервалы в предположении <7 = 0,5 для средних и средних квадратических оце-нок показывают, что истинное среднее находится в достаточно узком интервале относительно выбороч-ного среднего - зимой не более +1,0 м/с, летом +1,2 м/с, но в большинстве случаев точность состав-ляет +0,5...0,8 м/с.
  Для практического использования полезны све-дения о двумерных полях метеорологических вели-чин ( табл. 2.16a и табл. 2.16б, 2.17).

  В результате можно сделать следующие выводы.
  1. Зимой наибольшие средние скорости ветра от-носятся к юго-восточному и восточному направле-ниям, вероятность которых невелика (3 - 4%). Выше средних значений скорости ветра при северо-восточном и западном направлениях. Для преобла-дающих ветров, к которым относятся северо-запад-ные (более 40%), скорости приближаются к сред-ним по всему ансамблю, т. е. без учета направлений.
  Летом средние скорости для всех направлений изменяются незначительно. Повышенными значе-ниями отличаются юго-восточные и юго-западные ветры, вероятность которых в это время года наи-большая [например, в июне (см. табл. 2.17) суммар-ная вероятность составляет 44,7%].
  2. При северо-западном, западном, северном и северо-восточном направлениях вероятность воз-никновения сильных ветров скоростью 15 м/с со-ставляет от 50 до 64% общего числа ветров данного направления, при восточном и юго-восточном вет-рах - около 80% общего числа направлений, одна-ко число юго-восточных и восточных ветров в зим-нее время невелико. Вместе с тем высокую вероят-ность неблагоприятного явления необходимо учи-тывать при оперативном обслуживании морских от-раслей народного хозяйства.
  Летом сильные ветры бывают любых направле-ний, за исключением северного и западного, а ред-кие усиления до 20 м/с характерны для юго-запад-ного направления.

  3. На высотах преобладают северо-западные, за-падные и юго-западные ветры (78-84%), но здесь имеются свои особенности (табл. 2.18). На AT850 и AT700 наибольшую вероятность имеют северо-за-падные ветры, на АТ500 - западные, причем с вы-сотой увеличивается повторяемость западных и юго-западных ветров и уменьшается - северо-за-падных.

  4. Средние скорости по направлениям изменя-ются на АТ85о от 9,6 м/с (восточные ветры) до 14- 15 м/с (южные, юго-восточные), на АТ500 от 11м/с для северных и северо-восточных ветров до 22- 23 м/с для юго-западных, западных и южных.

  5. С увеличением высоты прослеживается тен-денция уменьшения повторяемости скоростей ветра до 15 м/с. Например, на AT500 повторяемость их до-стигает лишь 50% соответствующего числа на АТ850. В то же время увеличивается повторяемость скоростей >20 м/с при переходе от нижележащей к вышележащей поверхности. Так, число ветров ско-ростью 25-29 м/с увеличивается в 6 раз от АТ850 к АТ500. Ветры скоростью > 30 м/с на AT850 встреча-ются реже, чем в 1% случаев, тогда как на АТ700 их повторяемость превышает 4%, а на АТ500 - 22% ( табл. 2.19).

  Скорости ветра более 30 м/с на AT850 в основном имеют место при юго-восточных, очень редко - при северо-западных и северных направлениях. В сред-ней тропосфере они могут возникать при любых на-правлениях, за исключением северного, но чаще - при юго-западном, западном и северо-западном.
  6. Соответствие ветров одного и того же направ-ления на различных уровнях имеет место не более чем в 50% случаев. Табл. 2.20 отражает зависи-мость скорости ветра от градиента атмосферного давления. Скорости до 10 м/с наблюдаются, как правило, при градиенте давления до 2 гПа/100 км; скорости 30 м/с - при градиенте > 5 гПа/100 км. В 16% случаев ветры скоростью 15м/с наблюдают-ся при градиенте давления от 1 до 2 гПа/100 км, но в большинстве случаев такие ветры следует ожи-дать при градиенте более 2 гПа/100 км. В целом над Охотским морем зимой преобладают барические поля с градиентами от 1 до 3 гПа/100 км (70%). По-вторяемость как более напряженных (3,0 - 3,9 гПа/100 км), так и менее напряженных (до 1 гПа/100 км) ситуаций одинакова (около 13%); почти 5% приходится на барические поля с гради-ентами > 4 гПа/100 км, что свидетельствует о зна-чительной повторяемости штормовых ситуаций в рассматриваемом сезоне.
  Летом большой вес имеют слабо напряженные барические поля с ветрами до 10 м/с при баричес-ких градиентах до 2,0-2,5 гПа/100 км.
  Зависимость скорости над морем от разности давления в азиатском антициклоне и над морем по-казывает (см. табл. 2.20), что ветры скоростью >15 м/с, как правило, имеют место при разности.

давления >40 гПа (43 из 57% приходящихся на ветры данной скорости). Для штормовых ситуаций с ветрами скоростью >30 м/с разности давлений менее 40 гПа не отмечаются, тогда как при ветрах скоростью 15-19 м/с в 10% разности давлений со-ставляют от 10 до 39 гПа, для ветров скоростью 20-24 м/с в 2,7% разности могут быть от 20 до 39 гПа.
  Ветры скоростью 25-29 м/с только в еди-ничных случаях наблюдаются при разности давле-ний от 30 до 39 гПа, а в подавляющем большинстве случаев такие скорости сопровождаются разностью от 50 гПа и выше. Условная повторяемость разнос-ти давлений в азиатском антициклоне и над Охот-ским морем более 30 гПа составляет 97%, более 40 гПа - 64%, более 50 гПа - 36%.
  Хотя на раз-ности более 60 гПа приходится всего 13% случаев, на данные ситуации следует обращать особое вни-мание, поскольку с ними связаны сильные и штор-мовые ветры над морем (табл. 2.21).


вверх